Характеристика разных категорий детей и технологии работы с ними

По сути дела, речь идет о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные и подсознательные комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. Проблемы поведения у таких подростков носят психологический характер. В этих случаях наряду с индивидуальным педагогическим подходом применяют в семье и школе весьма эффективные психокоррекционные техники и психосоциальные технологии.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок.

Важнейшими предпосылками социальной дезадаптации являются два обстоятельства. Первый фактор — семейный.

Пьянство родителей, их безразличие, жестокость оказывают особенное влияние в раннем возрасте. Второй фактор — врожденная патология: выраженные в довольно стертом виде церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга, обусловленные родовыми или послеродовыми травмами мозга и головы, тяжелой беременностью матери, повышенной психической возбудимостью самих родителей.

Уже в раннем детстве дети демонстрируют быструю утомляемость, трудности общения, затруднения при включении в игры и занятия. Но настоящие сложности возникают у них при поступлении в школу. Они плохо подготовлены к школе и учиться им трудно, к тому же они быстро утомляются, более раздражительны. Уже к концу школьного возраста они становятся возмутителями спокойствия. По мере усложнения школьной программы они не в состоянии преодолевать трудности без помощи взрослых, потребности в одобрении и уважении не удовлетворяются, и тогда ребенок становится либо безответным "мальчиком для битья", либо драчуном, грубияном. Дополнительными факторами, оказывающими влияние на формирование дезадаптации, являются запущенность, депривация, фрустрация и внутренний конфликт, возникающие после первых тревожных факторов.