Взаимодействие педагогов с детьми

Наказание — это крайняя мера, оно должно использоваться только тогда, когда исчерпаны все возможности мирного урегулирования конфликта. Когда конфликт исчерпан, обязательно следует утешить малыша. Воспитатель может обнять его, сказать, что ему было неприятно его наказывать, еще раз объяснить, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать. В этот момент очень важно дать ребенку образец правильного поведения.

Если он демонстрирует явное неповиновение и идет на открытый конфликт, воспитатель должен вести себя уверенно и решительно. Дети иногда неосознанно пытаются нащупать слабое место у взрослых, проверить, до какого предела своеволия можно дойти. Чаще всего такое поведение проявляется в период кризиса — в 2,5—3 года. Так же, как дети познают окружающий их предметный мир, они на опыте изучают правила человеческих взаимоотношений. Взрослые в таких случаях выступают в качестве регуляторов этих взаимоотношений, объясняя и показывая примером, как можно поступать, а как нельзя.

Педагоги должны отличать своеволие детей от непреднамеренности их поступков. Если ребенок забыл выполнить просьбу взрослого или сделал что-то неловко, не следует ругать его. Нельзя предъявлять требования к малышу, который только начинает осваиваться в окружающем его мире. Взрослые должны быть терпеливы и уверены в том, что ребенок может исполнить то, что от него требуется. Например, нельзя ругать его за то, что он намочил постель или поломал игрушку. В первом случае он еще не способен произвольно регулировать физиологические отправления, во втором — им может двигать естественная любознательность, а не желание поломать предмет.

Целью ограничений должно быть стремление научить ребенка понимать, что некоторые формы его поведения неприемлемы для других, и он должен отвечать за свои поступки. Смысл ограничений можно выразить словами: «Твое поведение нежелательно, и я верю, что ты изменишь его». Оценивать можно только плохой поступок ребенка, а не его личность. Фразы типа: «ты плохой мальчик», «ты грязнуля, и я тебя не люблю» несправедливы и вредны. Они обижают ребенка, провоцируют агрессивное поведение; Сохранение положительной самооценки — необходимое условие благополучного развития детей.