Воспитательная система. Требования к воспитательной системе с позиции модернизации образования

В современных условиях следует говорить не только о системном, но и о синергетическом и рефлексивном подходах к воспитанию. Остановимся более подробно на двух последних. Синергетический подход предполагает решительный отказ от функционально-режимной направленности традиционной педагогики. Основные характеристики синергетического подхода – неустойчивость, открытость, нелинейность. Синергетический подход является одним из важнейших в построении открытой системы образования и воспитания, проблемы которой активно обсуждаются в современной педагогической науке.

Синергетика – научное направление, исследующее связи между подсистемами, которые образуются в открытых системах благодаря потоковому обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях; такая система характеризуется согласованным поведением ее образующих подсистем, что ведет к росту ее упорядоченности, т.е. уменьшению энтропии (степени хаотичности, неупорядоченности, беспорядка). Синергетика изучает неравновесные системы.

Рефлексия рассматривается как универсальный способ анализа самого сознания, его возможностей в познании и в объективной оценке предметов и явлений действительности. Интеграция данных подходов способна в современных условиях реализовать новую парадигму образования – «образование через всю жизнь», задать курс на создание самообучающейся личности.



<< В начало < Предыдущая 1  2   Следующая > В конец >>