Внутри школьное оценивание как инструмент управления качеством образования

Здесь опять хочется задать вопрос - разве то же самое не происходит всегда? Учитель в процессе преподавания всегда так или иначе воспринимает вопросы учеников, их комментарии, поведенческие реакции и мимику и отвечает на них. Но суть в том, что он это делает в основном автоматически. Этот «автоматический» сбор и переработка информации - бессознательный внутренний процесс. Учитель серьёзно зависит от своих восприятий, впечатлений, переживаний того, как учатся его ученики, он делает на этом основании важные суждения, но почти никогда не выносит процесс такого оценивания вовне. Не ищет подтверждения своих впечатлений, не сравнивает их с тем, как воспринимают процесс собственной учёбы сами ученики. В ходе преподавания учителя накапливают много информации о процессе учения, но большая часть их выводов и предположений остаётся непроверенной. Даже когда учителя вполне традиционными способами - посредством вопросов, контрольных, домашних заданий и экзаменов - собирают обширную информацию о том, как учатся дети, оказывается, что эта потенциально полезная информация поступает слишком поздно. Она уже не имеет перспективы для учеников - не может действенно повлиять на их учёбу. На практике очень трудно «перепрограммировать» учеников, которые привыкли думать о том, что они написали в тестах, и за что получили отметки, как о материале, который они «прошли» и «сдали». Поэтому наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной связи - это период до начала тестовых проверок и экзаменов. Цель подобного оценивания - создание именно такой, ранней обратной связи. Оценивание для обучения базируется на следующих положениях:

• Качество учения прямо, хотя и не исключительно, связано с качеством преподавания. Поэтому один из наиболее прямых путей к совершенствованию учения это совершенствование преподавания.

• Чтобы совершенствовать преподавание учителю нужно, прежде всего, эксплицировать свои цели и задачи, а затем наладить обратную связь, обеспечивающую его информацией о том, в какой степени эти цели и задачи реализованы.

• Чтобы совершенствовать учение учащимся необходимо получить вовремя и во всей полноте соответствующую обратную связь, а также научиться самостоятельно оценивать то, как они учатся.