Внутри школьное оценивание как инструмент управления качеством образования

Что мы понимаем под «уровнем достижений или компетентности»? Различные измеряемые результаты, предписанные каждой учебной цели, требуют различного уровня освоения материала. Некоторые предполагают не больше, чем просто способность ученика знать правильный ответ на вопрос. Но многие учебные результаты требуют более тонкого уровня понимания - или уровня компетентности. Посмотрим ещё раз на пример с уходом за зубами:

Измеряемый учебный результат «ученик знает активные ингредиенты зубной пасты» требует только, чтобы ученики помнили правильный ответ , а результат «ученик может описать, как плохая гигиена зубов приводит к плохому состоянию здоровья в целом», требует значительно более тонкого и глубокого уровня понимания, включая синтез множества фактов и понятий. То есть измеряемые учебные результаты отличаются по уровням компетенции, необходимым для их достижения. Соответственно, критерии, по которым учитель измеряет успех учеников в достижении желаемых результатов, - выбранные техники внутри классного оценивания - должны быть в состоянии оценить разнообразные уровни компетентности. Это означает необходимость использовать разнообразные техники оценивания. Так как же определять уровень достижений или компетентности применительно к измеряемым учебным результатам?

Классификация учебных целей Б. Блума.2

Один из наиболее распространённых способов определить уровни компетентности основывается на классификации, созданной в конце 50 г. г. прошлого века Б. Блумом. На неё зачастую опираются при разработке критериев и схем оценивания и современные отечественные исследователи. Эта классификация использует многоуровневую шкалу, позволяющую отразить уровень компетентности, необходимый для достижения каждого измеряемого учебного результата. Такая модель даёт возможность выбрать оценочную технику, адекватную обучению.

Существуют три варианта описания учебных результатов, соответствующих трём видам учебных целей. Выделяют цели, ориентированные на знания, ориентированные на умения, и аффективные. Для каждого рода целей выстроена своя таксономия. Внутри неё уровни компетентности построены в порядке возрастания сложности. Измеряемый результат, требующий наивысшего уровня компетентности, требует наиболее изощрённой техники оценивания.