Внешкольная социально-педагогическая деятельность

Средовое воспитание. Средовый подход в социальном воспитании — это учет и целенаправленное использование возможностей среды в педагогическом процессе, превращение ее в средство, используемое в целенаправленном формировании и развитии тех или иных качеств.

Среда рассматривается как окружение, действительность, природа, общество и т. п. Вопрос о возможностях различных сред считается центральным. В качестве основных методов воспитания при таком подходе выступает пассивная и активная адаптация к социальной среде.

В первом случае среда становится средством воспитания через своеобразное «встраивание» в воспитательную систему в неизменном виде, во втором — в трансформированном че-рез целенаправленную ее гуманизацию, педагогизацию, демократизацию, оздоровление, нравственное совершенствование, рациональную организацию и др.

Средовое воспитание в нашей стране широко использовалось в 20-30-е гг. В 40-50-е гг. понятия «среда» и «воспитание» стали различаться. Если раньше среда нередко подменяла собой воспитание, то в 40-50-е гг. эти понятия обособляются и начинают рассматриваться в триаде: среда, наследственность, воспитание. Роль среды сужается до воспитательного фактора. Оживление интереса к воспитательным возможностям среды в 60-е гг. было связано с именем В. А. Сухомлинского. Внимание сместилось в сторону среды коллектива. Более активно стала исследоваться домашняя, природная, эстетическая, архитектурная, внешкольная, эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, уличная, дворовая и другие среды воспитания. Выделяются понятия микро-, мезо и макрофакторов окружающего ребенка мира. Исследуются возможности социальной среды быть средством управления формированием и развитием личности школьника. Учет среды становится базой, на которой строится техника средовой диагностики, понимания и объяснения поведения, предсказание хода дальнейшего развития в условиях вынужденной адаптации к обстоятельствам своего существования. На этой основе проектируется система мер предупредительного, опережающего, сохраняющего или преобразующего характера.