Внешкольная социально-педагогическая деятельность

Тем самым фактически игнорировались воспитательная роль непосредственного общения индивида с другими людьми как основа его духовности и тот факт, что духовное развитие личности зависит не столько от развития его разума, сколько от реальных условий его существования, а его индивидуальность — не столько от природных задатков, сколько от собственного жизненного опыта. Сами же по себе природные задатки создают лишь предпосылки успешной адаптации к данным условиям, различным ситуациям в определенном месте и в определенное время.

Культура характеризует человека как часть некоего социального целого: народа, нации, региональной и поселенческой общности, с которыми он связан неразрывными духовными связями как объект и субъект соответствующей культуры. Создание же социокультурной среды обитания детей и подростков, организация сферы их досуга традиционно считаются основными задачами учреждений культуры и церкви. Поэтому нет ничего удивительного, что социокультурные ценности как основа воспитания до сих пор выносятся за стены школы.

В педагогической теории и практике социокультурная деятельность традиционно рассматривается как разновидность внешкольной работы, осуществляемой детьми главным образом в сфере досуга. Социально-педагогическая деятельность как разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для социализации в обществе, в подавляющем большинстве случаев обособляется и даже противопоставляется педагогической деятельности, осуществляемой в школе и связанной главным образом с дидактическими принципами обучения и воспитания. И наоборот, школьная педагогика все больше утверждается как разновидность естественнонаучной деятельности, постижение основ науки и развитие научного мировоззрения. Классная и внеклассная работа все больше становятся различными видами педагогической деятельности.