Внешкольная социально-педагогическая деятельность

Во многом эти формы социокультурного взаимодействия и социального воспитания в наших городах уже утеряны в связи с произошедшими изменениями в самом градостроительстве, в частности с отказом от былой квартальной застройки. Они сохраняются пока лишь в старых районах, как правило, в центре городов. В микрорайонах же новостроек социальная микросреда «двора» сменяется микросредой «улицы».

Наш дом не продолжается в пространстве города, а значит, в пространственной культуре он обрывается на пороге собственной квартиры. При былой же квартальной застройке города двор был местом общения, своеобразной школой социального опыта. Это было ограниченное от внешнего мира интимное и потому индивидуализированное свое пространство. Оно имело свою историю, свои мифы и легенды, а в чем-то и диктовало свои правила поведения. Здесь больше, чем где-либо, ощущалось чувство безопасности, уюта, своего рода чувство дома, возникающее, однако, не на почве личной собственности , а на почве коллективной принадлежности к определенному месту. Двор таким образом становился для горожанина первой ступенькой перехода от «я» к «мы», от собственной квартиры — к необъятному пространству города, от семьи как элементарной социальной ячейки — к сложной организации человеческой общности.

Коллективное трудовое воспитание. Оно делает основную ставку на формирование коллектива и коллективную трудовую деятельность как важнейшее условие воспитания. В отличие от простой толпы, сборища, ассоциации людей, коллектив предполагает определенную социальную институализацию, т. е. определение социальных ролей и функций его членов, их социального статуса, прав и обязанностей, социальных норм поведения деятельности, форм социального контроля за их соблюдением, методов стимулирования активности, включая и определенные социальные санкции. Воспитательные возможности трудового коллектива наиболее полно раскрыты в педагогике А. С. Макаренко и других советских педагогов 20-30-х гг. XX в. Суть ее в превращении внутренне не дифференцированной толпы в социальное сообщество, позволяющее превращать членов коллектива из элементов целого в относительно автономную личность, поведение которой соответствует социальным ожиданиям или выполняемым ролям.