Внешкольная социально-педагогическая деятельность

Общинное воспитание предполагает создание таких школ, где бы каждый учащийся мог реализовать свое стремление к определенной социальной принадлежности, общности основных ценностей, реализации защитной функции по отношению к личности и т, д. Речь идет не о формальной принадлежности, а о стремлении быть принятым в некий не-формальный круг общения, быть его полноценным членом. Это стремление принадлежать к общине предполагает внутреннее согласие принять на себя долю ответственности за нее. Для этого вырабатываются свои специфические для данной общины ценности. В школе формируется свой особый менталитет. В результате школа-община начинает восприниматься детьми как некая «экологическая ниша», в которой можно уберечься от опасностей современного мира. Принадлежность к общине сглаживает возникающие у школьников чувства незащищенности и одиночества. Этому способствуют и устраиваемые внутренние «местные» праздники, которые обеспечивают определенную культурную автономию школ. Постепенно преодолевается отчуждение ребенка от вещей, формируется бережное отношение к школьному имуществу, которое обретает и знаковую, символическую функцию.

Семейное воспитание. Восходит к основным идеям Г. Песталоцци, согласно которым семейному воспитанию принадлежит определяющая роль в обществе и которое заменить ничем невозможно. Семейные принципы воспитания ученый стремился постепенно распространить на все общество, превратив его в одну большую семью. На этой основе создаются различные воспитательные учреждения семейного типа. Широкое распространение получило, например, движение, связанное с воспитанием детей-сирот в семьях и другие формы семейного воспитания. Работа с семьей в современной социально-педагогической практике является, пожалуй, основной формой внешкольной социально-педагогической деятельности.

Дворовое воспитание. Это сочетание различных аспектов образа жизни человека в определенном типе жилища и городской застройки. Речь идет не столько о кварталах и домах, сколько именно о среде, о том пространстве, которое формируется этими домами и окружает разновозрастные группы их жителей. В результате в относительно замкнутом пространстве двора дома формируется некое социальное сообщество со своими формами социального контроля, видами, формами деятельности и общения, традициями и обычаями обмена опыта и знаниями.