Влияние эмоций на результаты обучения

Экспериментально доказано, что восприятие словесного (вербального) и несловесного материала зависит от исходного эмоционального состояния обучаемых. Так, если .учащийся приступает к выполнению задания в состоянии фрустрации, то у него обязательно возникают ошибки восприятия. Беспокойное, тревожное состояние перед экзаменами усиливает отрицательную оценку незнакомых людей. Замечено, что восприятие учащихся в большой степени зависит и от того, какое эмоциональное содержание несут воздействующие на них стимулы. Эмоционально насыщенная деятельность оказывается значительно эффективнее, чем эмоционально ненасыщенная. Эмоциональный фон выступает одним из значимых условий, влияющих на оценку положительных или индифферентных выражений лица.

Человек способен оценить эмоциональные проявления не только взаимодействующих с ним людей, но и свои собственные. Эта оценка обычно совершается на когнитивном (осознанном) и на аффективном (эмоциональном) уровнях. Известно, что осознание собственного эмоционального состояния способствует развитию способности осознавать себя в целом, в совокупности своих свойств и качеств.

События, оцениваемые человеком как приятные или, наоборот, очень неприятные, запоминаются лучше, чем события индифферентные. Эта закономерность была подтверждена в экспериментах на запоминание бессмысленных слогов: если они сочетались с очень привлекательными (или непривлекательными) лицами на фотографиях, то запоминание было гораздо лучше, чем если на них были ничем не примечательные лица. При определении аффективной тональности слов было установлено, что слова способны вызывать приятные или неприятные ассоциации. «Эмоциональные» слова запоминались лучше, чем не эмоциональные. Если слова входили в эмоциональную фазу, то при воспроизведении их количество значительно увеличивалось. Доказано, что существует эффект селективного (избирательного) запоминания «эмоциональных» слов. Следовательно, слова имеют ценностный эмоциональный ранг,

В течение длительного времени сохранялось представление о том, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Однако в последнее время есть данные, что и неприятная информация надолго «застревает» в памяти человека.