Вальдорфская педагогика

• Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.

• Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного.

• Свобода как средство воспитания.

• Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.

• Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.

• Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.

• Экология здоровья, культ здоровья.

• Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.

• Подражание как средство обучения.

• Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.

• Единство развития ума, сердца и руки.

• Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет .

• Школа для всех.