В четверг на заседании правительства принята концепция модернизации российского образования

Все это нужно менять немедленно. Но! Изучение иностранных языков - это подготовка преподавателей, приобретение лингафонной аппаратуры, выпуск учебников. То есть нужны деньги. Компьютеры в школах - это и сами компьютеры, и программы для них, и подключение к Интернету, и подготовка специалистов. Все стоит денег. Плохие учителя? Так ведь разбежались хорошие-то! А новых нет. Выпускники педвузов не идут в школу. Мужчины-учителя - редкость. И это тоже вопрос денег. Провинциальному таланту нужно доехать до института, найти там жилье, ухитриться поступить туда, где все места раскуплены заранее, а потом еще и жить каким-то образом несколько лет. Снова - деньги.

Сколько будет стоить модернизация?

В будущем году консолидированный бюджет выделяет на образование 380 миллиардов рублей: 80 - из федерального бюджета, триста миллиардов - из региональных бюджетов. В "Концепции..." заложено жесткое требование: каждый год финансирование образования должно увеличиваться. Федеральный бюджет должен увеличивать свои расходы на 25 процентов, а региональная часть будет увеличиваться на 10 процентов. Причем увеличение должно происходить с учетом инфляции. Если инфляция десять процентов, то федеральный бюджет должен будет добавить 35 процентов на образование, а региональные - 20 процентов. То есть в 2003 году образование должно получить почти на 100 миллиардов рублей больше. И такая тенденция должна сохраняться в течение десяти лет.

Что уже меняется?

Первый реальный шаг будет сделан 1 декабря этого года. Учительские зарплаты вырастут в среднем в два раза. Без резкого улучшения жизни учителей никакой реформы быть не может - пенсионеры уйдут, а молодежь не придет. Не с кем будет проводить модернизацию.

Компьютеры в школы уже пошли. На столе у министра образования В. Филиппова каждый день появляется рапортичка: куда, сколько техники поставлено. Денег на это выделено мало - один миллиард рублей на будущий год предусмотрено федеральным бюджетом. Нужен еще хотя бы один миллиард, тогда с помощью других источников финансирования удастся за пару лет решить проблему. Сельским школам "Концепция..." уделяет особое внимание, поскольку в деревнях школы зачастую выполняют роль культурных центров. Больше пяти с половиной тысяч сельских школ имеют по десять и меньше учеников - это очень тяжелое бремя для государства, но оно не будет их закрывать. Начальное образование дети будут получать там, где живут, а когда они подрастут - их будут возить в более крупные центры. На это нацелена программа "Школьный автобус".