Установка и внимание в обучении

Создание учебных установок осуществляется с помощью суггестивных влияний (внушения, не требующего осознания произведенных действий) или с помощью убеждений, апеллирующих к объективной и субъективной значимости выполняемых учебных заданий или обучения как фактора психического и личностного развития в целом. Развитию установок способствует также создание в процессе обучения психологической атмосферы, поддерживающей стремление выполнять учебную деятельность с усердием и старанием. Не меньшее влияние на формирование учебных установок оказывают используемые педагогом стратегии и тактики общения и воздействия, складывающийся стиль взаимоотношений, их доверительность, синтонность и взаимная удовлетворенность.

Установки могут касаться также отбора, переработки и использования определенной информации, сроков, прочности и характера процессов запоминания и воспроизведения (установки на актуальность, время воспроизведения, на длительность и точность запоминания, на целенаправленность, точность и целостность восприятия).

В процессе обучения ставится задача не только дать определенное направление личностному и познавательному развитию, но и научить пользоваться психическими функциями и процессами -вниманием, памятью, мышлением, волей, эмоциями и др.

К числу условий, влияющих на протекание процесса обучения и его результативность, относится внимание, которое позволяет учащимся направить свое сознание на решение учебных задач. Оно обеспечивает избирательность сознания, включение в зону сознаваемого необходимой информации о предметах изучения, познавательных задачах. Известно, что человек способен охватывать (удерживать) сознанием ограниченное число объектов (7 + 2). Остальное становится фоном, на котором разворачивается его психическая деятельность. Вся поступающая извне информация проходит через «фильтры» внимания, которые обусловливают успешность протекания всех познавательных процессов, участвующих в обучении: восприятия, мышления, памяти, воображения.

Внимание играет и роль регулятора, который направляет психическую деятельность на те или иные предметы, объекты, действия под влиянием высших, внутренних или личностных факторов.