Условия организации продуктивного запоминания в обучении

Объем запоминания можно косвенно измерять числом новых понятий и операций, которые требуется усвоить. Представители направлений программированного обучения (Скиннер), алгоритмизированного обучения (Л. Ланда), поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) ставят вопрос о жестком управлении умственными действиями ученика, в том числе и запоминанием. При этом они предполагают, что смысловые единицы материала, выделенные педагогом, должны совпадать со смысловыми единицами, выделяемыми и запоминаемыми учащимися. Благодаря этому становится возможным точное определение объема запоминаемого материала и влияния этого объема на запоминание.

Запоминание учебного материала зависит также от его привлекательности и от всего диапазона эмоциональных (радость, удивление, возмущение, восторг, печаль и др.), этических (одобрение, сопереживание, восхищение, негодование и др.), эстетических (переживание красоты, благоговения и др.) переживаний, которые при этом возникают. Материал, вызывающий положительные эмоции, запоминается легче, чем безразличный и скучный.

Обучение учащихся приемам запоминания прежде всего связано с научением приемам смысловой группировки материала, основу которого составляет его деление на отдельные части, «микротемы», определение главного и второстепенного. Облегчает запоминание материала и прием выделения опорных пунктов (смысловых единиц), несущих на себе смысловую нагрузку, облегчающих понимание связей и главной идеи. Этот прием лежит в основе тесно связанного с ним и часто используемого при организации запоминания приема составления плана. Важно, чтобы учащиеся понимали, что составление плана зависит от содержания материала, характера текста, целей усвоения. Овладение этим приемом необходимо для составления логической схемы усваиваемого материала, которая удерживается памятью намного легче, чем весь текст, а также влияет на последовательность, осмысленность и логичность воспроизведения. Названные приемы требуют активной работы учащихся с текстом, без которой продуктивность запоминания не может быть высокой. Доказано, что многократное повторение материала без его переработки неэффективно.