Условия организации продуктивного запоминания в обучении

Формальная (логическая) структура учебного материала выражается в развертывании системы отношений между понятиями: подчинения, соподчинения, исключения, дополнения и т.д. Однако связи устанавливаются не только между понятиями, но и между предметами, явлениями или их образами: сходства, различия, близости, отдаленности, причины, следствия, до и после. Это ассоциативные связи между новыми и известными фактами по физической, психологической и прочим смежностям.

Многие исследователи стремились понять, что лучше для запоминания: дедуктивная или индуктивная структура учебного материала, опора на различие или сходство, на наглядные факты или словесные обозначения. Однако никаких преимуществ одной структуры перед другой не было обнаружено. Основной вывод состоит в том, что структурированный материал заучивается легче, чем бессвязный. Чем больше связей нового материала со старым, тем легче осуществляется процесс запоминания. Отдельные связи запоминаются легче, чем сложные, включающие много отношений и звеньев. Обучаемые испытывают затруднения, если связи не выделены достаточно четко, а спрятаны внутри материала. Это касается запоминания материала по литературе, ботанике, географии.

Содержательная (семантическая) структура учебного материала предполагает смысловое, а не механическое запоминание. Такая структура отражает объективные зависимости, существующие в природе, обществе и между людьми. При механическом запоминании материал заучивается таким, каким он предлагается, при смысловом - происходит организация и упорядочение сообщаемой информации, ее фильтрация.