Управление знаниями в информационно-образовательной среде

Структурирование учебного материала заключается в его разделении на модули. Каждый модуль дополняется спецификацией, включающей интерфейсные и регистрационные атрибуты. Интерфейсные атрибуты служат для согласования данного модуля с другими модулями в составе компилируемых учебных пособий и включают списки терминов, специфичных для данной предметной области и используемых символических обозначений величин. Особо выделяются термины и понятия, определяемые в модуле. Примерами регистрационных атрибутов могут служить имена авторов модуля, даты внесения изменений, данные о сертификации модуля и т.п.

Сетевая энциклопедия представляет собой совокупность учебных модулей вместе с соответствующей системой управления. Для каждой темы учебных программ в энциклопедии желательно иметь несколько модулей в целях обеспечения адаптации к конкретным условиям обучения. Модули будут различаться методическими особенностями, подробностью и стилем изложения материала, ссылками на те или иные примеры и т.п. Система управления выполняет такие функции, как управление версиями учебника, ведение словарей, управление гиперссылками, согласование форматов данных, регистрация модулей, интерфейс с пользователем на языке, близком к естественному, и др.

Из модулей энциклопедии компилируются учебные пособия, причем компиляция возможна на трех уровнях . Первый уровень относится к ресурсному центру ДО, который создает и рекомендует некоторую базовую версию сетевого учебника. На втором уровне имеется возможность формирования адаптированных версий учебника локальными преподавателями, имеющими дело с конкретными группами обучаемых. На третьем уровне сами обучаемые компилируют свои индивидуальные версии, которые можно рассматривать как конспекты курса. При таком подходе появляется категория авторов-составителей электронных пособий, при естественном сохранении авторских прав на модули у их разработчиков, желательно наличие системы сертификации скомпилированных версий.

Отметим основные преимущества подобной информационно-образовательной среды ДО:

Существенное упрощение и ускорение разработки новых учебных пособий, соответствующих новым достижениям науки и техники, изменившимся запросам промышленности, потребностям новых нарождающихся дисциплин и т.п., поскольку значительная часть нового пособия может покрываться имеющимися модулями.