Управление образовательными системами

Управление ОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, типовым положением и его уставом. Оно строится на принципах единоначалия и самоуправления. Непосредственно управление деятельностью ОУ возлагается на прошедшего соответствующую аттестацию заведующего, директора, ректора или иного руководителя (администратора), избранного, назначенного или нанятого согласно уставу учреждения.

Деятельность ОУ финансируется учредителями в соответствии с договорами между ними.

В современных условиях педагогическая система любого учебного заведения рассматривается как совокупность систем, каждая из которых тоже является сложной подсистемой: дидактической, воспитательной, материально-технического обеспечения образовательного процесса, самоуправления, административного управления. Система работает эффективно при условии взаимодействия всех подсистем в одном направлении деятельности.

Другая особенность состоит в том, что в управлении принимают участие все субъекты: администрация, преподавательский состав, учащиеся. Это оказывает существенное влияние на содержание и результаты управленческой деятельности, поскольку на всех этапах управляющий любого уровня должен считаться с тем, что в каждый отдельный момент его деятельность и состояние системы определяются не только его собственными решениями.

Особенностью управления педагогическими системами является одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности. Деятельностью учащегося по формированию его личности управляет не один воспитатель, а несколько преподавателей-предметников, классный руководитель (куратор) и все сотрудники, оказывающие повседневное влияние на учащихся. Например, преподаватель-предметник является одновременно и классным руководителем, и членом предметных методических объединений. Кроме того, современная школа имеет множество связей: с родителями, общественными, государственными организациями, социальными партнерами, без тесного взаимодействия с которыми невозможно достижение общей цели воспитания. При этом процесс осуществления взаимосвязей должен быть управляемым.

Кроме того, исследователи отмечают, что для управления образовательными системами характерно руководство разновозрастными группами, преобладание моральных стимулов над материальными, высокий уровень компетентности руководителя в области образования.



<< В начало < Предыдущая 1  2   Следующая > В конец >>