Универсальная матрица анализа историко-педагогического процесса

3. Ориентация на идеал, в котором воплощается в самом человеке, в стремлении обеспечить максимально возможную реализацию каждого конкретного человека, осуществление его потенциала. Каждый человек рассматривается как норма по отношению к самому себе.

Шестой аспект матричного анализа предполагает рассмотрение педагогических способов организации процесса образования. Этот процесс результативен только тогда, когда взаимодействие его участников ведет к достижению поставленных целей с помощью специально отобранных для этого средств. Можно выделить три модели организации процесса образования:

1. Организация на основе принципа авторитета педагога .

2. Организация на основе принципа педагогической манипуляций .

3. Организация на основе принципа педагогической поддержки .

Седьмой аспект матричного анализа предполагает рассмотрение понимания образования как способа воспроизводства или как способа изменения существующей культуры с точки зрения подготовки растущего человека к определенному типу жизнедеятельности . С этой точки зрения возможны три интерпретации образования:

1. Образование, преимущественно направленное на интеграцию в уже существующую культуру и развитие способностей по ее воспроизводству.

2. Образование, преимущественно направленное на освоение существующей культуры, на развитие способностей по ее переосмыслению и творческому развитию.

3. Образование, преимущественно направленное на преодоление имеющейся культуры, присущих ей стереотипов, на развитие способностей к созданию новых культурных форм.

Восьмой аспект матричного анализа позволяет выявить смысл педагогической деятельности с точки зрения понимания соотношения опыта человечества и личного опыта становящегося человека в структуре целей образования, средств я результатов их достижения:

1. Смыслом педагогической деятельности является передача растущим индивидам накопленного человечеством опыта, точнее его элементов, содержание и способы усвоения которых определяются наставниками. Опыт пред-шествующих поколений рассматривается как безусловная основа деятельности и поведения новых поколений.