Универсальная матрица анализа историко-педагогического процесса

Четвертый аспект матричного анализа связан с пониманием характера педагогических влияний. Они могут пониматься преимущественно как:

1. Воздействия, «выковывающие» из растущего ребенка человека, соответствующего целям наставника, тому образу, который он рисует в своем сознании, и к которому ведет питомца, педагогически организуя его жизнь.

2. Взаимодействия, в ходе которых в результате совместных усилий происходит образование человека и это момент взаимности, «совместности» выдвигается на первый план при организации педагогического процесса.

3. Поддержка развитию ребенка, способствующая реализации его потенциала и, по существу, сводящая к минимуму момент воздействия педагога на ребенка и выдвигая на первый план активную роль ребенка, за которым в процессе педагогического общения должен следовать наставник.

Пятый аспект матричного анализа предполагает рассмотрение интерпретаций педагогического идеала. Предельных ориентации педагогических идеалов может быть выделено три, все они предполагают приведение становящегося человека посредством образования к определенной норме:

1. Ориентация на идеал, в котором в более или менее явном виде воплощается стремление подготовить человека к выполнению определенных функций, связанных с его половозрастной, этнической, социально-классовой, профессиональной, гражданской, религиозной и др. общественной принадлежностью. Норма соотносится с общественными функциями и социальными ролями человека.

2. Ориентация на идеал, в котором представлено воплощение некого абсолютного образа человека. Этот Абсолют формируется в определенных исторических условиях и имеет социокультурные корни. Но в последствии он получает значительную автономность в «живет» в общественном и индивидуальном сознании относительно самостоятельной жизнью . Абсолют и воплощает в себе ту норму, к которой стремится привести наставник своего питомца.