Учебные программы и учебная литература

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Особую сложность представляет составление текстов. Для этого используют методику, в основе которой лежит информационная теория обучения. Одним из элементов этой теории является понятийный психологический тезаурус обучаемого, который понимается как множество понятий, законов, теорий и описаний процедур действий, усвоенных обучаемым, вошедших в содержание его долговременной памяти, ставших его умственным достоянием.

Конкретное содержание и метод изложения какого-либо пункта учебной программы существенно зависят от полноты психологического тезауруса обучаемого. Например, законы Ньютона фигурируют как пункты программы общеобразовательной школы, технических вузов и физических факультетов университетов. Однако характер и метод их изложения будут разными в зависимости от цели и задач образования и развития психологического тезауруса. Если тезаурус развит слабо, изложение материала может остаться непонятным для обучаемого.

В информационной теории обучения изложение материала (устное - в виде лекции или урока, письменное - в виде параграфа учебника и пр.) называют текстом. Один и тот же текст имеет разную информативную ценность при разном развитии тезауруса обучаемого. Он будет малоинформативен как для учащегося с недостаточно развитым в данной области знаний тезаурусом, которому текст будет непонятен, так и для учащегося с широким тезаурусом, которому этот текст не прибавит знаний. В то же время для каждого состояния развития тезауруса существует наиболее информативный текст. Задача составителя текста (автора учебника) и заключается в построении именно такого текста. Выполнение этой задачи может быть облегчено предварительным построением так называемого формального текста, в наглядной форме представляющего содержание и логику разъяснения того или иного пункта учебной программы.