Учебные программы и учебная литература

При этом в каждом конкретном случае речь должна идти о соотносительном значении каждого из сформулированных положений, т.е. о том, что должно быть удовлетворено в первую очередь: требования логической стройности, исторической последовательности или психологической обоснованности.

Итак, на уровне учебного предмета проектирование содержания образования предполагает работу над отдельными его элементами, определение их соотношения в целостном контексте стандарта. На этом же уровне конкретизируется представление об основных формах реализации содержания учебного предмета в педагогическом процессе, последовательно фиксируемого в соответствующих нормативных документах - учебных программах.

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися - один из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Учебная программа, таким образом, имеет ряд основных функций. Первая может быть названа описательной, поскольку программа служит средством описания содержания образования на уровне учебного предмета. Вторая - это идейно-мировоззренческая функция. Ее суть заключается в том, что знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников. Эту функцию учебная программа выполняет во взаимодействии с программами по другим предметам, что позволяет охватить содержание образования системно, в его действительной целостности и создать общую в мировоззренческом отношении научную картину мира. Третья функция учебной программы - регулирующая, или организационно-методическая.