Учебные программы и учебная литература

Процедура построения формального текста в общих чертах выглядит следующим образом (Н.В. Кузьмина):

- в соответствии с программой предмета определяется список понятий и описаний процедур действий, подлежащих изложению;

- строятся сигнатуры* понятий, в необходимых случаях, когда этого требует логика изложения, производится классификация признаков, приводящая к выработке новых понятий или признаков опознания объектов, описываемых понятиями;

-в символической форме описывается логическая структура процедур действий;

- построенные сигнатуры понятий и символические описания процедур действий располагаются в той последовательности, которую определяет логика изложения материала.

Эта процедура, во-первых, позволяет внимательно просмотреть намечаемое построение изложения и проверить его полноту и логичность. Ее результатом является построение гораздо более детализированного, чем обычно, плана изложения. Во-вторых, детальная схема изложения материала позволяет проверить ее соответствие развитию тезауруса по всем пунктам, исключить из него уже известное и выбрать метод, доступный учащимся.

Построение формального текста изложения завершается созданием учебного текста. Научные тексты, в отличие от учебных, рассчитаны на сравнительно узкий круг специалистов, психологический тезаурус которых в данной области очень широк и которым не нужно разъяснять основные понятия науки. Поэтому для научных текстов характерен информативный стиль речи, язык их состоит в основном из точно определенных понятий и малоизбыточен.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему, особенно на ранних стадиях обучения, язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.