Творческая деятельность педагога

Вернемся к характеристике задачи и прежде всего постараемся определить, что такое учебная задача. Задачу можно рассматривать в аспекте познавательной ситуации. Посредством учебной задачи создается поле познавательной деятельности для обучающегося. Возникающие трудности определяют уровень мыслительного напряжения. Стремясь освободиться от образовавшегося познавательного затруднения, обучающийся принимает предложенные ему условия задачи и ищет выход из противоречий, имеющихся в задаче, между поставленным требованием, наличием необходимой информации и условиями задачи, ограничивающими действия учащегося. Ученику надлежит произвести действия, содержание и система которых заранее предусмотрена составителем задачи. В задачах, рассчитанных на творческие действия, допускается некоторая свобода в выборе решения из нескольких имеющихся вариантов. Проблемную задачу можно рассмотреть со стороны ее информационного состава. Преобразование информации, содержащейся в задаче, с опорой на известную информацию и с учетом предложенных условий ведет к получению нового знания. Решение задачи может происходить как путем логического рассуждения, определения неизвестного на основе знания о его связях с известным, так и эвристическими средствами познания, сочетающимися с логической проверкой предпринятых действий.

Трудность типовой задачи зависит от того, насколько учащийся владеет алгоритмом ее решения. Если способы решения ему известны, то задача решается простой подстановкой данных. Если же он не владеет знанием о способе решения или алгоритм решения отсутствует, то такие задачи относятся к проблемным, решение их предполагает эвристические действия, творческий поиск.

Понятие задачи дается по-разному. Наиболее простое определение строится на информационном подходе. Задача — это информационная система, которая имеет описание чего-либо, но не располагает информацией, удовлетворяющей этому описанию. Задача — это более или менее определенная система информационных процессов, содержащая несогласованное или даже противоречивое соотношение между условиями и требованиями, которое вызывает потребность в преобразовании информации.