Творческая деятельность педагога

Применяемые модели учебной информации приносят большую пользу для построения учебных задач, развития конвергентного и дивергентного мышления. В первом случае решение осуществляется логическим путем и алгоритмическими способами. Эти задачи имеют однозначный путь решения. Во втором случае решение происходит с включением эвристических элементов. Эти задачи имеют несколько способов решения. В практике обучения целесообразно использовать те и другие виды задач. Особую педагогическую ценность имеют задачи на развитие дивергентного мышления. В них конечный продукт не выводим напрямую из условий задачи, как это присуще задачам конвергентного направления. Основная ценность их состоит в стимулировании рождения разных идей решения и выбора способа решения из нескольких возможных вариантов. Такие операции важны для развития беглости и гибкости мышления, личностных свойств человека. Однако в практике обучения преобладают учебные задачи конвергентного типа. Часто под учебными задачами понимаются упражнения, назначение которых — простое ознакомление с предметом или явлением, а также формирование учебных умений решать типовые задачи. Никто не будет возражать против необходимости таких задач-упражнений в процессе обучения. Однако следует сказать, что развития сложных видов деятельности, требующих мыслительных процессов высокого уровня, при этом не происходит, в то время как необходимость их формирования очевидна для развития интеллекта, творческого мышления.

Дидактические требования к построению и применению таких задач изложены в разделе «Учебные задачи по технологии проблемного обучения». Предлагаемая серия проблемных задач обеспечивает овладение способами построения задач и включения их в процесс обучения.