Творческая деятельность педагога

Организация учебного процесса предполагает решение профессиональных задач в аспекте его регуляции.

Управление учебной деятельностью основано на моделировании информационных структур в виде познавательных задач. Задачи могут быть представлены в разной знаковой системе: невербальной и вербальной. При моделировании проблемных задач внимание обращается на выявление учащимися скрытых сторон объекта и отношений. Информация, содержащаяся в задаче, позволяет выдвинуть гипотезу ее решения, вскрыть имеющиеся связи, определить соотношение требования задачи и ее условий.

Моделирование профессиональных педагогических задач предусматривает аналитическую и конструктивную деятельность обучающихся. Возможны применение обратных задач, построение структуры учебной задачи от конечных действий к начальным.

Решение задач на педагогическое моделирование учебно-педагогического процесса может быть выполнено методом графов. Особенно целесообразен этот путь при определении структуры ин-формации, вводимой в учебный процесс. Становятся ясными и понятными последовательность формирования у учащихся научных понятий, связи между понятиями, структура научного знания и ее адаптация к восприятию учащихся путем построения объяснения, доказательств, иллюстраций и обобщений. Примером дидактического моделирования информационного учебного материала может служить графическое изображение логической структуры учебной информации по физике . Графическое отображение межпредметных связей, известное как сетевое планирование, помогает педагогам интегрировать знания учащихся, полученные ими из разных учебных дисциплин. Метод графов применяется для прослеживания процесса формирования сложных понятий на базе более простых. Обобщенное абстрагированное понятие может быть введено в учебный процесс и дедуктивным способом. Метод моделирования учебной информации открывает перспективу сознательного перестраивания логики учебного познания и, следовательно, способствует осуществлению гибкого управления им.