Традиция: социокультурные и педагогические аспекты

Понятие «традиция» давно вошло в педагогический обиход и используется для обозначения устойчивых процессов, тенденций и явлений, существующих длительное время и занимающих определенное место в историко-педагогическом наследии. Обращает на себя внимание тот факт, что исследования педагогических традиций содержат, как правило, описание идей, ценностей, критериев эффективности педагогического процесса и т.д., передаваемых от одного поколения педагогов к другому. Весьма корректно проблема теоретического осмысления традиции в педагогике была поставлена Р.Б. Вендровской. Ей же принадлежит и попытка определить сущность этого феномена. Педагогическую традицию она рассматривает как закон, фиксирующий устойчивые связи между педагогикой, социумом и культурой; как исторически изменчивый «способ развития человеческой культуры, в том числе и образования». Вывод о социально-культурных связях педагогической традиции, сделанный исследователем, по нашему мнению, имеет важное методологическое значение и открывает перспективы ее изучения на разных уровнях и в разных аспектах: содержательном, функциональном, структурном и т.д.

Мы попытаемся выявить содержание и динамику традиции как феномена действительности и их педагогическую специфику. Для решения этой задачи оказалось недостаточным обращение только к описательному материалу. Особое внимание уделено тем исследованиям, в которых авторы анализируют социальные, культурные и научные традиции.

Анализ заключений, сделанных исследователями по поводу сохранения традиций в разных социально-культурных сферах, и исторических экскурсов в процессы становления и развития педагогических традиций позволил нам сделать вывод о том, что их возникновение обусловлено, с одной стороны, социально-культурным наследованием исторически накопленного опыта, с другой – природой человека и его способностью к этому наследованию. Следовательно, традиция – это своеобразная социальная эстафета, обеспечивающая преемственную связь поколений.

Понятия «наследование», «традиция», «преемственность», включенные в единый контекст, составляют синонимический ряд, в котором доминирует последнее, имеющая онтологическое значение. Взгляд на традицию через призму преемственности вскрывает ее двойственную сущность, отражающую единство и противоположностей: устойчивости и изменчивости; стабильности и динамики. Благодаря своей изменчивости традиция обогащается новым содержанием и даже и может менять структуру, сохраняя при этом смысловое и содержательное ядро. Старое и новое в ней дополняют друг друга, а в новообразованиях и новаторских подходах всегда сохраняются черты давно освоенного опыта. Диалектическое единство, преемственная связь между ними позволяют увидеть в традиции механизм социально-культурного наследования, обеспечивающий стабильность и устойчивость людского сообщества.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  Следующая > В конец >>