Типология и многообразие образовательных учреждений

Анализ историко-педагогических аспектов развития профессиональной школы позволяет выявить концептуальные основы моделирования процесса развития профессионального учебного заведения как центра непрерывного профессионального образования. Особый интерес в этом плане представляют взгляды ряда отечественных и зарубежных ученых, которые считают, что интеграция общего и профессионального образования является сквозной проблемой как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России (П.Р. Атутов, А.П. Беляева, М.Н. Берулава, Л.М. Кустов, А.Я. Найн, А.М. Новиков, Г.М. Романцев и др.).

Педагогические условия создания инновационного профессионального учебного заведения прежде всего состоят в единстве управления его функционированием и развитием. Процесс развития призван обеспечить наращивание потенциала учебного заведения и повышение уровня его использования за счет освоения определенных инноваций.

Как показано в работах К.Я. Вазиной, технологизация учебного заведения требует «технологического выравнивания» организации учебного процесса. Это сопряжено со следующими технологическими проблемами:

• в связи с тем, что учебное заведение представляет собой единую систему, необходим ряд технологий, обеспечивающих его целевое непрерывное функционирование и развитие;

• все технологии должны быть унифицированными: построенными на основе единой концепции, имеющими общие принципы и структуру: в противном случае эффективного функционирования системы добиться невозможно.

В инновационном профессиональном учебном заведении должно быть не менее пяти базовых технологий (К.Я. Вазина).