Технология социально-педагогической поддержки развития личности

При этом субъектная неудовлетворенность, выраженная в потребности в саморазвитии на идейном, духовно-нравственном, интеллектуальном или физическом уровнях, может вступать во взаимодействие с внешней неудовлетворенностью на соответствующих уровнях. Учитель, осмысливая новые педагогические идеи, пытается привнести их в педагогическую среду. Он беседует о них со своими коллегами, родителями, во время неформального общения с детьми делится идеями в доступной для них форме. Ученик, находящийся в процессе саморазвития, не удовлетворенный своими поступками, пытается построить новые отношения с одноклассниками, в соответствии с его пониманием правильного поведения. Неудовлетворенность ученика своим интеллектуальным уровнем, независимо от мотивов, побуждающих его к интеллектуальной активности, подталкивает его к поиску сообщества, где востребована интеллектуальная деятельность, если он не удовлетворен такой средой в классе, школе. Родители, представляющие интересы ребенка в школе и заинтересованные в его развитии, не удовлетворенные качеством его знаний, как правило, не удовлетворены педагогической средой. Поэтому становятся или той силой, которая помогает изменить эту среду, или ищут другую.

Проблема перевода деструктивной неудовлетворенности в конструктивную является педагогической проблемой. Социально-педагогическая поддержка ребенка предполагает оказание помощи ребенку в осмыслении своей неудовлетворенности, выявление причин, ее породивших, осознание этой проблемы и поиск способов переноса деструктивной неудовлетворенности, основанной на отрицательных эмоциях (гнев, обида, страх, стыд и др.), в конструктивную. Важнейшим шагом в преодолении негативного неудовлетворенного состояния является поиск новых смыслов, находящихся вне ребенка. Педагог может помочь ребенку расширить его представления о мире, предложить деятельность, в которой он будет успешен. У ребенка многие проблемы возникают тогда, когда он испытывает внутреннюю неудовлетворенность в бытийном дефиците любви, тепла, внимания, поддержки и защиты со стороны близких. Родители из-за занятости на работе или увлеченности собственными проблемами подменяют духовные и душевные связи с ребенком материальными объектами (подарками, престижными экскурсионными путевками и т. д.).