Технология проблемного обучения как источник образовательно-культурной среды

Технологическая стратегия обучения предусматривает взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом в форме механизмов генезиса интеллектуальных операций. При этом реализуется концепция активного усвоения учащимися основ наук и социального опыта, осуществляется личностно-ориентированное педагогическое управление учебной деятельностью, а также формируется объект-субъектная форма социокогнитивных отношений между педагогом и учащимися и между самими учащимися в процессе обучения.

Согласно теории интегральной индивидуальности субъектно-личностная позиция учащихся определяется качествами личности, приобщенной к целевому назначению образовательного процесса, к самообразованию в учебной среде. Полагая, что индивидуальный процесс познания формируется на уровне личностного смысла, воспитания социальных и духовных ценностей, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств личности, создания моральных и образовательно-значимых установок, процесс обучения следует организовывать на основе индивидуальной адаптации к учебным возможностям учащихся и стимулирования их потенциальных сил.

Технология обучения порождает деятельностную опосредованность культуры личности. Культура выступает в этом процессе как индивидуальное выражение личности. Личность проявляется в ее активности, избирательности поведения и в стремлении к преобразовательной деятельности. Современные технологии создают условия для формирования личностной культуры учащихся в виде мира ценностей и самопреобразующей деятельности, ориентированной на приобретение знаний и творческое овладение функциональным составом познавательной деятельности. Деятельностный подход к формированию личностной культуры связывает концепцию культуры с развитием личности.