Технология построения проблемной лекции

Проблемное изложение может предполагать и менее сложные комбинации познавательного процесса. Лекция может содержать небольшое количество проблемных ситуаций и их решение или всего один полный акт познавательного процесса, имеющий в своем составе все звенья решения проблемной ситуации: анализ условий задачи; постановку новой задачи на основе выявленных противоречий; гипотезу, которая выполняет роль идеи; решение задачи ; контроль результатов и утверждение или отказ от принятой гипотезы.

Текст Б. М. Теплова не является учебным. По Л. П. Доблаеву, учебный текст понимается как сложно структурированное целое на основе разно уровневых, разносоставных элементов и их отношений, последовательно приведенных к единству в соответствии с иерархически выстроенным комплексом конкретных педагогических целей. Приведенный нами отрывок из статьи Б. М. Теплова носит полемический характер. Предмет обсуждения выделен достаточно четко. Однако в нем отсутствует развернутая аргументация защищаемых теоретических положений, нет опоры на ин-формацию, известную читателям, как это принято делать в учебном тексте.

Вместе с тем в обсуждаемом тексте можно видеть сложную композицию и специфические дидактические особенности его структуры, основанные на последовательном раскрытии вопроса, и гипотезы, объединенные общей целью и достаточной стройностью рассуждения. Здесь видна структура проблемного построения текста. Анализируемый текст имеет те преимущества, что не-смотря на свою краткость и лаконичность, не развёрнутость суждений, он позволяет продемонстрировать схему проблемного изложения. На примере этого текста можно проследить основные звенья познавательного процесса, свойственные проблемному построению лекции.

Само собой разумеется, что сложная конструкция текста, включающая ряд повторяющихся по структуре логических приемов познавательного процесса, следующих друг за другом, не обязательна для воспроизведения ее в лекции полностью. Структура текста может быть упрощена, сокращена за счет уменьшения числа повторяющихся логических схем познавательного процесса. Но при этом желательно более подробно раскрыть каждый из этапов познавательного акта, включив в него прямую и обратную связь, предполагающую коррекцию выполненных действий.