Технология построения проблемной лекции

Если в лекцию вводится задача об эквивалентности школьного образования, то придется дать понятие эквивалентности образования, показать ценность этого требования; рассказать об альтернативном школьном образовании и подвести студентов к внимательному анализу учебного плана, чтобы обнаружить и обсудить с ними роль его базисного компонента как инварианта и двух его переменных составляющих — республиканского и школьного.

После этой процедуры студенты смогут понять смысл дидактического обеспечения требования эквивалентности. Новая информация и актуализация студентом известных знаний могут иметь различную логическую нагрузку: расширение информации, необходимой для решения проблемы, объяснение проблемы, доказательство, конкретизация, аргументация и т.д. Благодаря информации, которую привлекает преподаватель, условия решения задачи облегчаются и вместе с тем расширяются. Образуется многоплановость в решении задачи. Происходит усложнение задачи в связи с тем, что раскрываются глубина проблемы, детерминантные связи, всякого рода сопряжения с другими процессами и явлениями. Задача приобретает характер многоаспектности, вскрываются внутренние механизмы процессов и их интегрированность с другими явлениями. Чем глубже рассматриваются условия задачи, тем сложнее поиск ее решения и тем труднее становится логическое управление учебно-познавательной деятельностью, приобретающей черты исследовательского поиска. По мере того как растет информация и усложняется логическая структура предметного знания, повышаются требования к структуре текста лекции и его диалоговой части. Чтобы студенты поняли информацию, они должны удерживать в своем сознании логическую последовательность и центральную задачу-вопрос, на обсуждение которой нацелены все последующие структурные и информационные образования. Если текст становится особенно сложным, можно отобразить на доске ход рассуждения, логический анализ содержания проблемы.

Однако не следует делать вывод о нецелесообразности проблемного обучения ввиду его сложной логической структуры. Это было бы величайшей ошибкой. Проблемное обучение — одна из самых продуктивных технологий обучения, относящихся к сфере субъектной коммуникации, обеспечивающей самым наилучшим образом понимание содержания, дающей наивысший эффект в развитии мышления студентов, их познавательного интереса и навыков самоконтроля и самореализации в познавательной деятельности.