Технология педагогического разрешения конфликта

Педагогические конфликты. В их основе – противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований интересов педагогов и учащихся. Для разрешения этих конфликтов важно добиваться гармонизации отношений между субъектами взаимодействия.

Причины возникающих конфликтов классифицируются по различным основаниям. По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.

Объективным считается конфликт, возникающий в сложной, противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемные ситуации относятся к числу потенциально конфликтных, т.е. объективно становятся той почвой, на которой неизбежно создается напряженная обстановка. Если люди поставлены в неприемлемые для них условия, то независимо от их настроения, характеров, отношений, сложившихся в коллективе, призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно, только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

Субъективные конфликты связаны с личностными особенностями людей, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения тех или иных стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда – неправильной, поведение коллег – неприемлемым.

В зависимости от того, входят ли в противоречия положительные или отрицательные, с нашей точки зрения, ценности или интересы, конфликты можно подразделить на три вида: конфликт «плюс–плюс» (выбор из двух благоприятных альтернатив); конфликт «минус–минус» (оба варианта нежелательны); конфликт «плюс–минус» (сталкиваются хороший и плохой варианты).

По объему конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые.