Технология и теория обучения

разработка стратегии управления и системы технологических процедур;

создание схем ориентировочной основы учебных действий и специальных технологических схем для разработки обучающих программ;

составление системы тестов, диагностических процедур и многие другие вопросы.

Остановимся на проблеме соотношения теории и технологии. Решение ее находится в зависимости от понимания сложной системы концептуальных отношений, способов организации учебной деятельности и трактовки степени включенности учащихся в непосредственную учебную деятельность. Возникающие системные отношения строятся на иерархии связей, системе координат, относительно которых формируется цель, происходит целеобразование и отражаются социально-психологические характеристики личности.

Теория обучения описывает процесс организации психолого-педагогической среды как средства формирования личности, осознания себя субъектом деятельности и развития способности к деятельности. Педагогическую среду, стимулирующую активность и оценочные отношения к профессии, современные педагогические теории обучения рассматривают в плане обеспечения мотивированно производных действий обучающихся, осознанных и возведенных в личностный смысл. Метатеория складывается на уровне целеполагания и обобщения, а также условий реализации целей. Содержательный аспект основан на классической методологической платформе — единстве сознания и деятельности и следствии его — принципе развития личности в деятельности.

Операциональный план предписываемых педагогу действий является предметом технологии обучения. Таким образом, устанавливаются концептуальные и функциональные связи теории и технологии. Теоретические положения реализуются с помощью технологий обучения. Теория содействует концептуальности технологий и функционирует как методологическое знание, выступает в роли педагогического метода, направленного на формирование личности и профессиональной деятельности.