Технология и теория обучения

Думается, что и тот и другой подходы ограничивают значимость педагогической технологии в организации учебного процесса и в предопределении способов управления им. На самом деле технология обучения занимает промежуточное место между наукой и производством — учебно-педагогическим процессом. Она имеет самостоятельную область знаний в системе профессиональной дидактической подготовки, связана с дидактической теорией и практикой обучения, обладает функциями проектирования и конструирования процесса управления учебной деятельностью. В состав технологии обучения включены как теоретические, так и практические знания о конкретных способах управления учебным процессом, о процедурах управления, адекватных стратегии обучения, и об установлении их последовательности в целях обеспечения операций и приведения их в соответствие с условиями, в которых протекает учебный процесс. Посредством технологии обучения реализуются теория обучения, стратегия управления учебной деятельностью и осуществляется совокупность процедур управления, в свою очередь регулирующих операционный состав учебной деятельности, ее структуру и развитие.

Технология обучения, теория обучения и техника обучения — области педагогического знания об управлении учебной деятельностью, различающиеся между собой по уровням обобщения. Для технологического уровня проектирования наиболее существенным способом управления является установление и регулирование взаимоотношения теории обучения и операционной стороны управления. Технологизация процесса управления предполагает перенос в практику проектирования и реализации операционной стороны обучения, обеспечение механизмов ее внедрения. Технология имеет как бы подсистемы задач и уровней их решения: технологическую карту — программу действий и рабочее исполнение ее посредством адаптации этой программы к реальным условиям организации учебного процесса в целях осуществления механизмов взаимодействия обучающего и обучающихся.

Если принять такое понимание технологии обучения и согласиться с методологическим обоснованием ее места в системе педагогического знания об управлении учебной познавательной деятельностью, то технологическое проектирование обучения будет предполагать последовательное расписывание задач и способов решения на следующих уровнях: