Технологии обучения
Для этого в технологической карте имеется блок внеаудиторной самостоятельной деятельности учащихся, в котором дан дозированный объем заданий, готовящий ученика к диагностике той или иной микроцели. Если данным учащимся объем на уровне требований образовательного стандарта выполнен и в тетради отсутствует ошибка, допущенная в диагностике, учитель идет навстречу ученику и ставит ему «зачет». Это меняет отношение учащихся к учению, оно становится осознанным, так как подкрепляется объективным и доверительным отношением учителя. Начинает складываться новый характер отношений в диаде «учитель-ученик».
Учителю целесообразно определиться с уровнем «отлично», т. е. подготовить образец задания № 4, поскольку уровень трудности задания № 3 (уровень требований оценки «хорошо») определяется как промежуточный между уровнем стандарта и высшим. Проведенный В.М. Монаховым эксперимент показал зависимость уровня «хорошо» от типа образовательного учреждения: если это гимназия или лицей, то уровень «хорошо» приближается к уровню «отлично»; в массовой школе, напротив, уровень «хорошо» целесообразно приблизить к уровню стандарта.
Проектирование такого блока технологической карты, как внеаудиторная самостоятельная деятельность учащихся, преследует несколько целей. Во-первых, обеспечение гарантированной подготовки ученика через самостоятельное выполнение определенного объема специально разработанной системы упражнений при подготовке к диагностике. Во-вторых, предоставление ученику права выбора будущей оценки или уровня сложности заданий. В-третьих, преодоление учебной перегрузки учащихся, которая в традиционной методике обусловлена отсутствием каких-либо норм.
В.М. Монахов отмечает, что во многих случаях перегрузка учащихся связана с непосильными по объему домашними заданиями. В этой связи учителю нужно определить, какой объем (примерный) тренировочных упражнений надо выполнить, чтобы учащийся был готов к диагностике по каждой микроцели темы.