Технологии обучения
Основное средство реализации технологии программированного обучения - обучающая программа. Она состоит из последовательных шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения учащимся определенной единицы знаний или действий. Каждый шаг программы обычно включает три кадра: информационный, в котором даются необходимые сведения об изучаемом знании или действии; контрольный - в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющий, в котором учащийся проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к следующему шагу.
В зависимости от характера шагов программы различают следующие технологические системы программированного обучения: линейная, разветвленная, смешанная.
Технология линейной системы программированного обучения была разработана в начале 60-х годов американским психологом Б. Скиннером. В ее основу он положил концепцию инструментального (обусловленного) учения.
Учение, по Скиннеру, - это процесс выработки у учащегося новых способов поведения или модификации уже сложившихся. Вероятность того, что тот или иной субъект овладеет каким-то новым, желательным способом поведения, новым действием или определенными знаниями, возрастает благодаря его многократному повторению. Однако это повторение не должно быть механическим. Его результаты контролируются самим обучающимся и включаются в более широкий контекст, изменяющий уже известную систему связей. Каждое повторение должно создавать основу для выявления учеником сходств и различий, наблюдающихся между отдельными обобщениями и примерами, предоставлять ему материал для новых обобщений.