Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
Основу концепции составила развивавшаяся в рамках педологии лечебная педагогика, которая понималась как синтез медико-терапевтических и учебно-воспитательных приемов, имеющих целью выправление характера и личности в целом. Ведущим принципом лечебной педагогики выступал максимально индивидуализированный подход к учащимся, основанный на систематическом изучении ребенка и учете индивидуальных различий.
В основе учебно-воспитательного процесса лежит развитие творческих возможностей детей, их инициативы. В школе-санатории не было обязательной программы.
Основные педагогические средства – широкое использование наглядности и ручного труда, поощрение самостоятельности. Подчёркивал роль лечебно-оздоровительных мероприятий, в процессе компенсации дефектов.
6. Теория и практика социального воспитания П.П. Блонского
Павел Петрович Блонский создатель и руководитель Академии социального воспитания . Работал совместно с Н.К. Крупской . С начала 30-х гг. он заведовал лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в Государственном НИИ психологии .
Дореволюционные работы П.П. Блонского имели главным образом историко-философский и историко-педагогический характер. В работе «Задачи и методы народной школы» сформулированы педагогические идеи, которые автор развивал и в советское время: обучение и воспитание на основе знаний закономерностей развития ребёнка, уважение личности ребёнка, его потребностей и интересов, разностороннее умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, трудовое обучение и политехническое образование.
В первые годы после Октябрьской революции главное в деятельности П.П. Блонского – обоснование принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработка основ трудовой политехнической школы. Попытка раскрыть общие понятия педагогики как науки была сделана в «Педагогике» и «Основах педагогики» .
Исследования П.П. Блонского середины 20-х гг. основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребёнка . Исходя из этого, он попытался дать полную картину жизни ребёнка, показать его как «естественное целое». Работы тех лет проводились в русле педологии.