Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
3. Социально-педагогические взгляды П.Ф. Лесгафта
В труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» Петр Францевич Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях.
В 1893 г. П.Ф. Лесгафтом создано «Санкт-Петербургское общество содействия физическому развитию», а в 1896 г. открыты высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, подготовившие из рядов народных учительниц много творчески работавших педагогов.
Деятельность П.Ф. Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских площадок, катков, летних и зимних колоний для детей дошкольного и школьного возраста, в создании спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Он преобразовал свои курсы в «независимый университет», или Высшую вольную школу, в которую принимались без каких бы то ни было различий все желающие получить высшее образование.
Большой интерес представляет теория физического воспитания П.Ф. Лесгафта. Он видел в физическом воспитании одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что физическое воспитание находится в теснейшей связи с умственным. Физические упражнения, по его мнению, должны быть последовательными, формирующими характер и развивающими умственные способности. Система физических движений должна быть естественной и охватить всю группу мышц. Показ физического упражнения находится в тесной связи с объяснением. Необходимо чередование умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми.
Воспитание, по мнению П.Ф. Лесгафта, имеет социальный характер и вместе с общественной средой играет решающую роль в формировании детей. Он решительно отрицал наследственную обреченность развития человека, заявлял, что встречающаяся испорченность среди детей и подростков является результатом недостатков семейного и школьного воспитания, а не природы ребенка.