Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
С 1921 г. профессор Воронежского университета и Института народного образования, после преобразования которого в педагогический факультет университета стал его первым деканом. В ряде статей, опубликованных в журнале «Педагогическая мысль» , – «О школьном самоуправлении и о школьной дисциплине», «Педагогика и политика», «Педагогическое образование» и др. – изложил свою программу обновления общего образования в России. Подчёркивая активный характер педагогики, утверждал, что она учит знанию ради действия. Однако, несмотря на естественную связь педагогики с политикой, обусловленную, по П.Ф. Каптереву, общественным характером человеческого бытия, полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. В условиях борьбы различных партий, в определённой степени дезорганизующей жизнь школы, П.Ф. Каптерев придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе школьного самоуправления. Эти идеи П.Ф. Каптерева определялись его прежней педагогической концепцией, в которой ведущая роль отводилась универсальным, общечеловеческим началам в воспитании.
2. Социально-педагогические взгляды К.Н.Вентцеля
В книге «Этика и педагогика творческой личности» Константин Николаевич Вентцель выделял три важнейшие сферы человеческой деятельности:
– этическую, направленную на осуществление нравственного идеала;
– педагогическую, имеющую в виду воспитательные задачи;
– политическую, задача которой – изменение форм общественной жизни.