Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года

Остановка процесса совершенствования коллектива может привести к скрытым вначале процессам обратного движения, к формализму, исчезновению интереса к общественным делам и т.п. Для преодоления таких явлений Макаренко иногда использовал метод «педагогического взрыва», выражающийся в коллективном гневе, общем осуждении, бойкоте и т.п.

Учение А.С. Макаренко иногда называют «педагогикой событий», т.е. организацией воспитательных ситуаций в жизни ребёнка, имеющих поворотное значение для его развития. Он считал, что в коллективе, в котором внешне ничего не происходит, в действительности идёт скрытое накопление воздействий, грозящих возникновением не предусмотренных педагогом событий.

Теория педагогической логики – основа методики воспитательной работы с коллективом и личностью. Во всяком опыте А.С. Макаренко ценил не только его практический эффект, но и его «логическое торжество» – предвидение и реальную последовательность фактов, которые должны привести к ожидаемому результату. Считал, что детей, совершивших правонарушения, нельзя воспитывать без дисциплинарных воздействий . Но наряду с дисциплинарным наказанием равноправным средством воспитания считал и поощрение.

В трудах А.С. Макаренко встречаются выражения «логика требования», «логика труда», «логика дисциплины» и т.д. Логика педагогического процесса, по А.С. Макаренко, должна быть до конца целесообразна, имея в виду не обычный житейский здравый смысл, а целесообразность, которую наука рассматривает как объективное явление, присущее самоуправляющимся системам.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  Следующая > В конец >>