Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
Организующим ядром школьной жизни С.Т. Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. Он с новых позиций осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства».
Под системой эстетического воспитания С.Т. Шацкий понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества в целях развития творческих потенций личности, коллектива, народных масс.
С.Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С.Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
На всех этапах деятельности С.Т. Шацкий занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно-исследовательской работой.
12. Социально-педагогические взгляды А.С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко с 1920 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. В 1926 г. колония переведена в Куряж, под Харьков .