Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
В начале 30-х гг. пыталась противодействовать административно-командной системе, бороться с разжиганием классовой борьбы в учебных заведениях, выступала против исключения из школ детей, родители которых были репрессированы. В 1-й половине 30-х гг. руководство партии начало кампанию по вытеснению Н.К. Крупской из Наркомпроса. Она была вынуждена ограничиться разработкой вопросов библиотечного дела. Во 2-й половине 30-х гг. продолжала пропагандировать ленинское наследие в области народного образования как противовеса сталинизму. Обращалась с письмами в ЦК партии , в которых выступала против ослабления трудового воспитания и общественно полезной работы учащихся.
9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
Василий Васильевич Зеньковский автор работ: «Социальное воспитание, его задачи и пути»; «О психологии современной молодежи»; «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»; «Русская педагогика XX века» и др.
Считал, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру. Выдвигал на первый план антропоцентризм русской философии, которая больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях.
Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Предлагал строить педагогику на фундаменте христианской антропологии. Школа должна быть религиозной не только по содержанию, но и по своему духу. Видел смысл воспитания в «духовном устроении», в идее спасения, осмысливал физическое, социально-интеллектуальное, моральное, эстетическое и религиозное развитие как восхождение к духовному началу.