Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
Теория социального воспитания у А.В. Луначарского строилась как сочетание двух направлений: гражданского и свободного .
Излагая взгляды большевиков на социальное воспитание, он задавался вопросами: кто должен воспитывать детей – семья или общество; и для кого их нужно готовить – для семьи или для общества? В обоих случаях предпочтение отдавалось общественному над личным.
С точки зрения А.В. Луначарского, в раннебуржуазных государствах, в условиях жесткой конкуренции, в деле воспитания, особенно для средних классов, господствовал индивидуализм; с конца XIX столетия, вопросы социализации, подготовки человека к жизни не только внутри общества, но и в интересах общества, вышли на первый план, наблюдается доминирование общественного воспитания над семейным.
Вторым фактором, повлиявшим на возрастание роли общественного воспитания в буржуазном обществе, стало разрушение патриархальной семьи, появление женщин-работниц и женщин-служащих, вынужденных устраиваться на работу, чтобы дети не умерли с голоду. Матерям уже некогда заниматься семейным воспитанием, и государство вынуждено брать эту роль на себя. При организации социального воспитания буржуазная власть, естественно, исходит из собственных интересов и готовит конформистов, неспособных активно участвовать в классовой борьбе.
Совсем по-иному, с точки зрения А.В. Луначарского, будет организовано дело социального воспитания при социалистическом строе. Здесь нет классовых противоречий между людьми, а есть «объединение сил для общей цели» – построения коммунистического общества. Отсюда следовал вывод, что при социализме будет снято противоречие между индивидуальным и общественным воспитанием. А.В. Луначарский полагал, что общая цель социального воспитания всех граждан в духе коммунизма в качестве составляющей включает в себя гармоническое развитие каждой отдельной личности.