Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
8. Социально-педагогическая деятельность А.В. Луначарского, Н.К. Крупской
Анатолий Васильевич Луначарский вместе с Н.К. Крупской, разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. Идейной основой строительства социалистической системы образования явилась у А.В. Луначарского «философия трудовой школы». Школа – инструмент, с помощью которого общество по собственному образу и подобию производит «согражданина». Был одним из авторов первых директив советской власти по организации народного образования, провозгласивших курс на ликвидацию неграмотности и создание единой светской школы, общедоступной без каких-либо ограничений по имущественному положению, полу, национальности, управляемой на демократических принципах.
Одним из главных направлений деятельности А.В. Луначарского на посту наркома стала политехнизация образования – реформа, затронувшая глубинные основы школьной структуры.
Политехнизация понималась А.В. Луначарским как триединая программа:
– предусматривалось изучение истории культуры как поступательного освоения природы человеком;
– на смену «школы учебника и зубрёжки» должно было прийти обучение через труд, активное творчество ;
– обучение предполагало приобщение детей и подростков к общественно-полезному труду .
Цель политехнической школы – воспитание широкообразованных людей, мастерски владеющих своей специальностью.