Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
Сформулировал общий генетический закон: «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая... Переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей».
Таким образом, согласно Л.С. Выготскому, детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребёнка, а вне его – в ситуации социального взаимодействия ребёнка с др. людьми .
Обосновал идею активности учебно-воспитательного процесса, в котором активен ученик, активен учитель, активна социальная среда. При этом постоянно выделял именно связывающую учителя и ученика динамичную социальную среду.
Главная психологическая цель воспитания и обучения – целенаправленная и преднамеренная выработка у детей новых форм их поведения, деятельности, т.е. планомерная организация их развития.
Разработал понятие о зоне ближайшего развития. В представлении Л.С. Выготского «правильно организованное обучение ребёнка ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы делались невозможными. Обучение есть... внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, а исторических особенностей человека».
Анализируя этапы психического развития, Л.С. Выготский сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребёнка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учётом характерных для каждого возраста психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления. Л.С. Выготский высоко оценивал роль игры в психическом развитии детей, особенно в развитии у них творческого воображения.