Теории формирования содержания образования

Возможен и другой способ, согласно которому вместо традиционной передачи ученикам знаний в виде непрерывного изложения материала нужно оперировать их «тематическими примерами». Причем, каждый такой пример должен быть репрезентативным для данной темы. Речь идет о том, чтобы ученик, овладевший фундаментальными знаниями относительно рассматриваемого примера, умел на этой основе дать характеристику всем явлениям данного класса.

В основе экземпляризма, следовательно, лежит принцип «pars pro toto», который определяет и цели обучения. Последние состоят в том, чтобы познакомить учеников с репрезентативными фрагментами учебного материала и приучить их познавать целое путем фундаментального анализа какого-либо типичного для этой целостности фрагмента.

Представляется, что данная концепция может быть полезной при создании учебных программ по некоторым предметам. Вместе с тем последовательное соблюдение ее положений приведет к полному отказу от принципа систематичности в представлении учебного материала. Кроме того, такой подход неприемлем для предметов с линейной структурой материала (например, для математики).

Теорию содержания образования под названием функционального материализма разработал известный польский ученый В. Оконъ (1962), который отмечал, что существующие концепции, в частности энциклопедизм, дидактический формализм и утилитаризм, не выдержали проверки временем. По его мнению, необходимо, чтобы учащиеся получали не только знания, но и умения пользоваться этими знаниями в своей деятельности. Поэтому в основу теории обучения должен быть положен тезис об интегральной связи познания с деятельностью.

В связи с этим при отборе и построении содержания обучения нужно руководствоваться мировоззренческим подходом. В содержании отдельных предметов должна отражаться их «ведущая идея». Например, идея эволюции в биологии, идея функциональных зависимостей в математике и т.п.