Теоретические основы проектирования технологий обучения

Аналогично, по данным ООН, человек запоминает лишь 10% прочитанного, 20% услышанного и 30% увиденного. Если человек и слышит, и видит, уровень его запоминания увеличивается до 50%, а если слышит, видит и после обговаривает - до 70%. Использование аудиовизуальных средств уменьшает на 40% необходимое для обучения время и на 20% увеличивает объем усвоенной информации.

Перцепцией в информационной психологии называется восприятие и перенос раздражения органами чувств в сенсорную память. В результате перцепции информация воспринимается сенсорной памятью, где происходит фиксация внешних признаков в течение долей секунды, после чего информация поступает в канал кратковременной .

При этом следует отметить, что кратковременное запоминание характеризуется тем, что может вместить небольшую информацию . Это можно подтвердить на примере следующего явления. Уже прозвучавшие удары колокола можно сосчитать, звучавшие звуки музыки можно услышать и «сложить» в единую гамму звуков. Но следует учитывать, что, если предложение произносится более 10 с, то понимание затрудняется. Поэтому, если учащемуся во время занятия предлагают в единицу времени субъективной информации больше, чем скорость апперцепции, то эффективность восприятия материала снижается из-за перегруженности памяти.

Далее часть входной информации, пройдя через фильтр кратковременной памяти, поступает в долговременную память, и, структурируя, образует её объем. В процессе долговременного запоминания происходит переработка информации, предварительно прошедшей через уровни сенсорной и кратковременной памяти. Долговременная память, в свою очередь, стимулирует работу сенсорного регистра и кратковременной оперативной памяти . При этом отбор входной информации и содержание формируемых образов направляется в соответствующие установки и эталоны уже имеющихся субъектов. Как видно, взаимодействие этих трех уровней памяти и образует замкнутый контур системы регуляции деятельности. При этом скорость поступления информации в долговременную память меньше, чем в кратковременную.

Лабораторными исследованиями закономерностей забывания было установлено, что наибольшая интенсивность забывания наблюдается в первые часы после предъявления информации, затем интенсивность забывания увеличивается и через определенное время объем один раз предъявленной испытуемому информации стремится к нулю. Например, если разрыв между теоретическими и практическими занятиями составляет три дня, то « сохранность» знаний, полученных на уроке составит 40%, через пять дней 33%, а через две недели 12%.