Теоретические основы проектирования технологий обучения

Тип мышления формируется у человека с момента его рождения и переходит постепенно от одного уровня к другому. Существует три уровня мышления:

• 1 уровень - наглядно-предметный;

• 2 уровень - наглядно-образный или образный на уровне представлений;

• 3 уровень - словестно-логический или творческий.

Процесс формирования творческого мышления идет постепенно в процессе обучения. Раньше, когда не учитывались характеристики перехода от одного типа мышления к другому, преподаватель давал обучаемому такое задание: пересказать статью или текст на том уровне, на котором им преподаватель владеет сам, т.е. на третьем. При учете процесса перехода типов мышления от уровня к уровню на начальном этапе следует дать алгоритм понимания текста и алгоритм композиционно-смысловой структуры научно-технического текста. Введение этих алгоритмов необходимо производить через наглядно-предметный уровень мышления , затем наглядно-образный , и лишь когда алгоритм хорошо усвоен, следует переходить к третьему уровню.

Надо помнить, что студенты приходят в аудиторию уже со сформированным определенным типом мышления.

В настоящее время психологами отмечается преобладание у личностей:

- образного или наглядно-предметного мышления;

- совестно-логического мышления;

- комбинированного типов мышления.

Каждому из данных типов мышления присущи определенные формы и методы освоения информации. Так, при образном мышлении, человек лучше воспринимает образную, красиво представленную информацию в форме картинок, красочных описаний, повествований. В этом случае память и мышление осваивает эту информацию путем сопоставления с уже известными и хранящимися в памяти образами.