Теоретические основы проектирования технологий обучения

Воздействие центральной нервной системы на восприятие информации

Как известно, существует четыре классических типа центральной нервной системы, которые оказывают влияние на восприятие информации обучаемыми. Преобладание данных типов темперамента влияет на выбор технологий обучения.

Так, например, холерик быстро возбуждается, горячий, энергичный человек. Его реакция мгновенно, молниеносна, нередко превышает необходимое действие, может быстро переключаться от одного вида деятельности на другой, быстро включаться в работу после отдыха. Склонность к возбуждению у таких людей сильнее, чем к торможению, поэтому после конфликта или перевозбуждения они не в силах быстро успокоиться.

Исходя из этого, при преобладании холериков в группе, процесс обучения должен быть направлен на укрепление процесса торможения . При этом целесообразно вести занятия в быстром темпе, оперировать крупными блоками информации, переключаться с одного вида работы на другой, но при этом необходимо помнить о необходимости повторения, ибо только это может усилить процесс перехода в долговременную память информации. В процессе обучения личностей такого типа следует уходить от стрессов, уходить от резких объяснений и противопоставлений себя аудитории.

Сангвиник — подвижный, жизнерадостный, живой, увлекающийся человек, имеющий четкую и рациональную реакцию. Он способен активно работать. Для такого типа темперамента приемлемы любые формы и методы организации учебного процесса. Но наибольший эффект дает активизация и мотивация познавательной деятельности, использование рациональных, обоснованных приемов и методов обучения.