Сущность понятия ориентировочная основа деятельности

Третий тип учения - полная ориентировочная основа с использованием обобщения и систематизации. Это такой тип учения, при котором ориентиры поданы в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. Преподавателем при этом не даются готовые ориентиры, а поясняются лишь принципы их формирования. В этом случае действиям присуща четкость, быстрота, безошибочность, стойкость, ширина переноса. Следует отметить, что такая компоновка ООД способствует наилучшему восприятию информации, которое учитывает основное свойство памяти - зависимость однократного запоминания от качества предъявляемой информации или ограничение объема однократного запоминания.

Результаты исследований процесса ознакомления обучаемых с деятельностью показали, что наиболее эффективным является именно этот тип учения.

По заданному принципу построена ориентировочная основа деятельности в программе курса «Методика профессионального обучения», в которой осваиваются алгоритмы педагогической деятельности, на основе которых студенты самостоятельно приспосабливают их к конкретным темам и дисциплинам для различных условий обучения.

Рассмотрим, как одно и то же явление изучается с использованием каждого из типов учения. Определим, для каких ситуаций следует применять соответствующие типы учения.

Психологи провели эксперимент по обучению детей написанию букв. В группе, где обучение проводилось на основе ориентировки первого типа, экспериментатор показывал ребенку букву-образец, которую надо было дописать, выделяя ее элементы, давая при этом определенные объяснения о порядке написания. После этого ребенок приступал к собственному выполнению, имея перед собой образец конечного продукта - заданную букву. Экспериментатор по ходу выполнения действия указывал на допущенные ошибки, объяснял способы их исправления. Обучение продолжалось до тех пор, пока ребенок не изобразит букву три раза подряд, и лишь после этого шло объяснение следующей буквы.